Музей "Михаил Кутузов"

Данный памятник отечественного кораблестроения был заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.

Броневой пояс имел различную толщину:

  • 100 мм от 32 до 170 штангоута.
  • 20 мм — в оконечностях.
  • 50 и 20 мм — в оконечностях нижней палубы.
  • 120 мм — в носовом траверсе.
  • 100 мм — в кормовом траверсе.
  • 50 мм — на нижней палубе.

 

Подводная защита «Михаила Кутузова» включала и другие конструктивнее решения. В качестве противодействия минам и торпедам использовалось двойное дно судна, продольные переборки, система бортовых отсеков, которые предназначались для хранения жидких материалов. Это позволяло достичь высокого уровня непотопляемости судна. Даже при затоплении трех любых из смежных главных отсеков (водонепроницаемых) крейсер был способен оставаться на плаву.

Шесть паровых котлов, установленных на «Михаиле Кутузове», обеспечивали мощность в сто двадцать тысяч лошадиных сил и были включены в единую энергетическую установку. Крейсер мог развивать скорость в тридцать пять узлов, имел места для размещения тысячи двести человек экипажа. Его гарантированная дальность плавания составляла порядка девяти тысяч миль. Кроме котельного оборудования имелись два главных турбозубчатых агрегата. Главная энергетическая установка также включала:

  • Трубопроводы с арматурой.
  • Вспомогательные механизмы.
  • Теплообменную аппаратуру.
  • Дополнительные системы и устройства.

 

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.

Большая расчетная дальность плавания была возможна за счет обеспечения места для хранения всего необходимого для функционирования судна и существования экипажа в течение тридцати суток. Крейсер мог вмещать запасы пресной воды и провизии, топлива и масла, рассчитанные на такой продолжительный временной интервал.

К особенностям корабля стоит отнести и его возможности по несению дежурства и выполнению боевых действий, как в открытом море, так и вблизи побережья.

Кроме ствольной артиллерии на «Михаиле Кутузове» было установлено следующее военное оснащение:

  • Средства противовоздушной обороны.
  • Внутренние помещения для хранения мин и торпед.
  • Места для размещения двух батальонов морской пехоты.

 

Другие крейсера серии 68-бис изготавливались не только в Николаеве, но и в Молотовске и Ленинграде, всего под них было предусмотрено девять построечных мест на четырех заводах. Первый из судов был заложен в Николаевске в 1948 году, до 1954 года было построено двадцать три судна данной модификации. В истории советского судостроения эта серия стала самой многочисленной за весь период существования СССР. Новейшие технологии того времени позволили изготавливать корабли в двое быстрее, чем раньше. Срок создания каждого судна составлял около двух с половиной лет.

Первые крейсера серии «Дзержинский» и «Свердлов» показали впечатляющие результаты своих мореходных качеств. Однако боевые капитаны, командующие ими, критиковали крейсера за слишком большую качку, так как на них не были использованы эффективные успокоители качки.

Несмотря на свои высочайшие для тех времен характеристики и наличие инновационных устройств и механизмов эти суда не несли на своем борту другое оснащение, которое было изобретено в те годы. Это было сделано как по объективным, так и субъективным причинам. В частности, на них монтировали морально устаревшие силовые установки с котлами, обладающими низкими техническими показателями.

Мальчишки и юноши Новороссийска считают корабль живым воплощением подвигов героев Черноморского флота. Они с удовольствием слушают байки бывалых морских волков и мечтают стать такими же отважными матросами, как и они. Сегодня они могут в любое время посетить данный музей, который, наверное, уже никогда не поднимет свой якорь и не уйдет с набережной города. Однако его артиллерийские орудия и мощь по-прежнему устрашающи и суровы. Это своеобразный символ и достояние города-героя Новороссийска, судно вошло в десятку лучших боевых кораблей мира.

Корабль-музей специально оборудован для экскурсий, на которых все желающие могут познакомиться со значимыми этапами истории Черноморского флота. «Михаил Кутузов» обладает впечатляющим послужным списком, это уникальное творение советского судостроения, что было признано не только в России, но и за рубежом.

Послужной список «Михаила Кутузова» включает:

  • 211900 миль плавания с начала спуска на воду.
  • 15 морских походов большой продолжительности.
  • С 1955 по 19992 годы он подходил к берегам Алжира, Албании, Болгарии, Румынии и Югославии.
  • В 1955 году во время взрыва линкора «Новороссийск» в городе Севастополе аварийно-спасательная команда крейсера, состоящая из 35 человек, оказывала помощь (погибло 27 человек команды).
  • В 1961 году на нем прошли съемки художественного фильма «Увольнение на берег». Известный советский актер театра и кино Высоцкий Владимир рассказал прессе о посещении корабля Юрием Гагариным. Это произошло в период съемок. Сам актер провел на судне месяц, при этом снялся лишь в эпизодической роли.
  • В июне 1967 года крейсер выполнял боевую задачу по оказанию помощи Египту в войне с Израилем.
  • В 1968 году помогал Сирии также в войне с Израилем.
  • В 1987 году крейсер перевели в резерв Военно-морского флота.
  • В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
  • В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).

 

За годы службы корабля на нем сменилось несколько поколений моряков, которые выполняли поставленные задачи порой в напряженных и опасных условиях. Ветераны военно-морского флота и выступили с инициативой сделать из судна плавающий музей.

Это произошло 28 июля 2002 года, когда «Михаил Кутузов» навечно бросил якорь на набережной Новороссийска. Теперь это не только корабль-музей, но и отличная база для подготовки новых поколений моряков.

Крейсер стоит в городе уже около девяти лет на причале Новороссийского морского вокзала. Эта достопримечательность является одним из главных мест посещения туристами и жителями Новороссийска. Данный отечественный шедевр кораблестроения признан мировыми критиками и специалистами одним из лучших созданий за мировую историю.

Во время экскурсии по «Михаилу Кутузову» не стоит рассчитывать на полный осмотр корабля. Экскурсантам показывают лишь палубу и несколько надстроек. Сегодня на крейсере располагается базовая станция мобильного оператора МТС. Она обеспечивает зону покрытия для приема радиосигналов на территории морского вокзала города и его центральной части. Кстати, в центре Новороссийска проводятся все парады и концерты, праздничные мероприятия общегородского масштаба.

К Вашим услугам

Уважаемые клиенты!

Вы решили провести свой отпуск, отдохнув на Черном море? И пока определяетесь где и как? Тогда, милости просим, мы рады Вас видеть на нашем сайте! Мы любезно предлагаем Вам арендовать у нас апартаменты, квартиры, гостиничные номера на любой срок, по самым выгодным ценам. Наши апартаменты расположены прямо на берегу моря в очаровательном тихом местечке напротив Новоросийска.

Контакты

Звоните нам

info@hotel-nk.ru

8 (918) 527-79-65
+7 (918) 527-79-65

Адресс: Новороссийск, Сухумское шоссе 11